http://harekrishna.zp.ua/images/stories/serdce.jpg

Всё, что случается с нами в жизни, имеет свой смысл. В зависимости от уровня сознания мы по-разному воспринимаем происходящее. Сегодня мы поговорим о боли, о том, какой смысл имеет она в жизни вообще, и в жизни духовной. Цель лекции – выяснить, а возможна ли вообще духовная жизнь без боли?

Человека может заставить двигаться нужда, обычные физиологические потребности или какие-то желания улучшить своё положение. А также движущей силой может быть мечта. Движущей силой ачарьев была боль за людей. В адрес ачарьев, этих пионеров-первопроходцев неслись упрёки в том, что они просто обижены религией, что им нужно подлечиться, покаяться, охладить воинственный пыл. Если принять такую точку зрения, то самыми «больными и обиженными» в любой религии были ачарьи. Например, Прабхупада поехал к людям за океан, до которых никому не было дела. Именно боль погнала его на  запад. Гневные речи Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура обличали смарта-брахманов и защищали невинных. Иисус совсем не любезничал с книжниками-фарисеями, не играл в смирение, когда надо было разоблачать злодейства. Встречая на своем пути систему рабства, он ее рушил.

Боль за людей – это то, что регистрируется в духовном мире, что является движущей силой в духовной жизни. Если нет этой боли, значит, мы никуда не движемся. Боль – это двигатель человека, избранного Богом. Боль сердца вызывает гнев против тех, кто загоняет людей в рабство и толкает к самопожертвованию ради униженных и обездоленных. Если нет этой боли, значит, нет сил, чтобы встать рано утром, молиться, читать писания. Простое любопытство не может долго поддерживать эти элементы садханы. Без настоящего двигателя далеко не уехать: горизонт сужается, становится некуда идти и незачем молиться, ведь и так все нормально, ничего же не болит. Символ любви – сердце, пронзенное стрелой. Господь отстреливает людей из этого мира, доставляя им сердечную боль. Непробитое сердце просто перекачивает кровь, поддерживая существование.

Сердечная боль – причина духовной жизни. Невозможно служить Господу со «здоровым», закованным в железо сердцем. Тот, кто потерял боль, «излечился», тот потерял служение. Слуга Господа – это не тот, кто служит Господу, а тот, кто служит слуге Господа. Слуга слуги слуги… Служение означает это заботиться и защищать преданных, а защита – значит война. Попробуйте найти хоть одну мирную религию. Иисус принес «не мир, но меч». Вся «Бхагават Гита» состоит из доводов отказаться от мира и приступить к военным действиям. Ислам также говорит о «священной войне». Это не совпадение, а принцип.

Один человек посвятил всю свою жизнь поискам новых способов лечения рака и преуспел в этом: тысячи исцеленных. Им двигала боль – его отец умер от рака. Те, кого Господь «зацепил за живое», проживают свою жизнь не просто так. Тысячи Храмов, открытые людьми без боли в сердце стоят бесполезно, просто как здания системы «обезболивания сердец». Сердце, которое не болит и согласно со всем, названо почему-то предавшимся.

Когда же мы переведём внимание с себя на других? Когда же закончится этот период вытирания собственных соплей и мы займемся делом? Когда же мы перестанем называть нормальным то, что явно ненормально? Когда мы возненавидим систему рабства, что пролезла в Божье дело? Может надо подождать особого благоприятного периода? Нет! У каждого человека всегда есть свобода выбора! Нужно хотя бы раз в жизни использовать её не для устроения собственной жизни, основанного на инстинкте самосохранения.

Если человек не болен сердцем, не движим сердечной болью, то он действует как животное, а не личность. Он просто живет в системе, и система эта явно не Божья. Все представители Божьей системы были движимы болью и состраданием. Достаточно вспомнить примеры из священных писаний, где описываются такие люди. Все они так и не освободились до конца жизни от душевной раны, не выключили мотор до самой смерти.

Господь – самый главный больной из всех, кто приходит в материальный мир, и те, кого Он коснулся, заболевают этой болезнью. Опасайтесь «здоровых» о Боге говорящих и не знающих Его, ведь они не здоровы, а мертвы. Если человека не потрясло, когда он узнал, что где-то обещают прогресс, а дают просто хождение по кругу, - это значит, что сердце такого человека заковано в доспехи, он остро нуждается в том, чтобы стрела пробила железо и разбудила его. Боящиеся «заболеть», ищущие покоя непригодны для Божьей работы. Самым «больным» из Пандавов был Бхима, который забывал о правилах, когда видел, что что-то не так. Именно его больше всего ненавидел Дурьйодхана с самого детства. Именно с Бхимой было его последнее сражение.

Гопи были готовы идти в ад в обмен на минуту облегчения боли Кришны. Они были сориентированы не на свою телесную боль, а на боль Кришны. Получить боль от Господа – это повестка в армию Господа. Те, кого минула чаша сия, не проходят медкомиссию с диагнозом «плоскостопие лотосных стоп». В армии ведь надо воевать. Господь ищет того, кому можно дать свою силу, кто согласен её взять. Бог ищет небезразличных к судьбам погибающих.

«Набери новых,» - слышится почти во всех Храмах. А зачем набирать? Люди хулят религии, хулят Бога из-за Его безразличных представителей. Но на самом деле, Его ли это представители? Подделок всегда будет больше, чем настоящих вещей, как в промышленности, так и в религии. Ибо материальный мир – это не мир качества, а мир обмана и нечистых мотивов. Если человек станет искать качественную религию, то он её не найдёт. Это потребительский подход. Подобное притягивается к подобному. Нужно самому стать качественным, и скоро рядом будут такие же.

Больных от Бога сопровождают по жизни любопытные, труднообъяснимые вещи. В глазах обывателя отклонение от среднестатистического расценивается как инвалидность, поэтому у здоровых всё в порядке, всё объяснимо. Для них необъяснима сама боль этих людей – источник происходящего. В материальном мире замечена закономерность: в какой области человек является инвалидом, именно в той области и использует его Господь, именно в этом человек и может стать феноменально успешным. Например, Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху стеснялся, просто не мог выступать на людях. Теперь же он с огромным успехом выступает перед тысячами. В Библии описана история женщины по имени Анна, которая долгое время была бесплодна, молила Бога о ребенке, и наконец родила святого Самуила, который обратил всю свою нацию к Богу. Хворый Суворов на закате своей жизни являл образец закалки и выносливости. Высоцкий всегда пел надрываясь, на пределе, не щадя горла и связок, и так пробирался в сердца людей, хотя, по заключению медиков, ему можно было разговаривать только шепотом. Господь изъял у них всех что-то человеческое, нормальное, чтобы поставить туда своё аномальное.

Ребёнок рождается с болью. Без боли рождается выкидыш. Всё великое рождается из боли и нужды. Если человек в какой-то области жизни недостаточен, он может до конца своих дней латать эту нехватку собственными силами и стать самодостаточной посредственностью. Но если он жаждет, если его не устраивает «как у всех», если он хочет решить проблему для всех, то Господь даёт ему столько, что в него не вмещается, и он просто вынужден делиться со всеми. Одна категория лиц охотится за «синицей в руках», другую категорию устраивает только «журавль». Поскольку «журавль» не прилетает по первому зову, такого человека сопровождает длительная боль нехватки, которая, созревая, выходит за рамки его личностного интереса. Мы иногда ждём очень долго, терпя боль, но это ничто в сравнении с тем, сколько ждёт нас Господь. Он ждёт нас миллионы лет и боль Его огромна, Ему очень не хватает нас.

Жаждущего сверх меры удача долго будет обходить стороной, пока он не изголодается по-настоящему, пока не перепробует все способы насыщения, пока не встанет на колени и не закричит: «Бог! Ты где?! Всё, что могут дать люди, не устраивает меня! Всё, что они мне предлагают, вызывает у меня недоумение! Я не понимаю, как они могут этим обходиться, как могут жить с этим?!»

Вот о какой боли говорится здесь. Благословен тот момент, когда боль нестерпима. Это верный признак того, что скоро всё проснётся и оживет. Когда боль безмерна, малой подачкой её не умолить, и человек просит сильного лекарства. Ачарьи не выпрашивали мелочь, они просили Большого.

Дхруви Махарадж испытывал боль не за других – за себя. Огромная обида, огромная боль повлекли за собой огромный заказ у Господа. Получив, свой приз, Дхруви Махарадж стал самым несчастным человеком. Здесь шла речь не о тех, кто желал исправить своё положение, а о тех, кто желал исправить систему, допускающую попадание в такое положение. Чтобы больше никто не попал туда, где они побывали. Речь шла не о тех, кого не устраивает собственная карма, а о тех, кого вообще не устраивает карма, как система. И поскольку они искали долго, им открылся единственный Тот, кто над кармой – Господь. Когда они приходят к единственному оставшемуся выходу, их расценивают как сумасшедших, их не понимают: «чего им еще надо?» Сытый голодного не поймет. Вот кто-то пришел и обращается к Господу как умеет, и что-то происходит между ним и алтарём, но появляется служитель и объясняет, как правильно молиться, какую позу принять. После вмешательства в разговор этого человека с Богом он перестал быть священником.

Боль заставляет проснуться, даже обыкновенная зубная боль не даёт уснуть. Священные писания написаны «больными» людьми. Кому-то больно видеть погибающих, и Господь утоляет свою и их боль, спасая через них. Их рана в сердце никогда не зарастает. Господь через неё проливает Свою Милость. Не лечите эту рану, какой бы дорогой пластырь Вам не предлагали: деньги, положение, признание. Господь дороже! Самый лучший подарок от Бога – это получить в сердце частичку Его боли.
http://harekrishna.zp.ua